О верности и дружелюбии
Все приходит к нам от других…
существовать – значит принадлежать
кому-то.
Жан-Поль Сартр
Я родился в
набожной католической семье и в первые
десять лет жизни провел немало времени
среди добрых монахов-францисканцев.
Мой отец, директор приходской школы,
был искусным церковным органистом. У
него, одаренного и активного молодого
человека, хватало энергии и сил руководить
также местным ополчением и участвовать
в политике. Консерватор до мозга костей,
поддерживавший авторитарный и
проклерикальный режим адмирала Хорти,
он оставался антифашистом, и, встревоженный
приходом Гитлера к власти, использовал
весь свой авторитет и влияние для запрета
митингов Венгерской нацистской партии
в нашем округе. В 1935, когда мне было всего
два года, мой отец погиб от ножа юного
нациста. Убийце не было восемнадцати,
и его избрали на эту роль, потому что
закон запрещал казнить несовершеннолетних.
После похорон моя мать бежала от ужаса
потери в ближайший большой город, первый
венгерский город с тысячелетней историей.
Не буду терзать читателя его названием.
Она сняла просторную квартиру в бельэтаже
в центре города, на узенькой улочке
полной барочных церквей и модных
магазинов, в нескольких минутах ходьбы
от францисканского монастыря, куда я
часто ходил, еще не учась в школе.
Церковная служба моего отца, его
безвременная гибель и тот факт, что в
нашей семье выросло несколько священников,
произвели наилучшее впечатление на
святых отцов, и они всегда были рады
видеть меня. Монахи учили меня читать
и писать, беседовали о жизни святых и
великих героев венгерской истории,
рассказывали о далеких городах, где
учились – о Риме, Париже, Вене – но, что
главное, внимательно выслушали каждое
мое слово. Так, вместо одного отца, меня
воспитывал целый монашеский орден;
святые отцы всегда находили для меня
теплую понимающую улыбку. Я разгуливал
по широким прохладным коридорам монастыря
словно по собственному дому. Их
замечательную компанию я помню не хуже
своей мамы, хотя с ней, как уже сказано,
мы жили вдвоем с моих двух лет. Она была
тихой и нежной женщиной. Ей постоянно
приходилось подбирать за мной разбросанные
игрушки. С другими детьми я почти не
играл и поэтому никогда не дрался; и в
обществе монахов, и с мамой меня окружало
теплое сияние любви и ощущение абсолютной
свободы. Не думаю, что взрослые пытались
контролировать или воспитывать меня;
они лишь следили, как я росту, и постоянно
молились за мои будущие успехи.
Кроме того, я
прекрасно сознавал свою принадлежность
к большому и величественному клану и
полагал себя, с их попущения, источником
радости и предметом гордости всей моей
родни. Припоминаю один случай, когда
мои дядья с женами и детьми приехали
поздравить с днем рождения свою
вдовствующую сестру. В тот вечер было
много шума и суеты, и я категорически
отказался отправляться в постель с
остальными детьми, пока взрослые не
спят и развлекаются. Им ничего не
оставалось, как отправиться в детскую,
чтобы составить мне компанию, пока мама
укладывает меня в постель. Раздев, она
шлепнула меня по попке, потом поцеловала
ее и пообещала, что поцелуют и все
остальные, если после этого я буду спать
без всяких капризов. Мне было тогда года
три или четыре – это одно из самых ранних
моих воспоминаний – и я до сих пор помню,
как лежал на животе и заглядывал через
плечо, чтобы видеть очередь выстроившихся
поцеловать мою попку.
Все это, безусловно,
характеризует меня и как добросердечного
и ласкового малыша, и как избалованную
шельму. Полагая, что все до единого любят
меня, я считал естественным любить и
обожать каждого, кого видел или о ком
слышал.
Все эти мои
нежные чувства были в первую очередь
направлены на святых и мучеников Церкви.
Годам к семи или восьми у меня родилось
романтическое намерение стать миссионером
и, если повезет, великомучеником, несущим
свой крест среди рисовых полей Китая.
Особенно ярко вспоминаю один солнечный
денек, когда, не испытывая желания
учиться, я стоял у окна и наблюдал за
нарядными дамами, прогуливающимися по
улице под нашими окнами. И тогда я
задумался: если стану священником и
приму обет безбрачия, насколько трудно
будет жить без общества этих очаровательных
женщин, спешащих то к шляпнику, то к
парикмахеру, чтобы сделаться еще
неотразимее. Итак, моя решимость стать
священником натолкнулась на препятствие
– необходимость отказаться от женщин,
пусть даже я еще не мог желать их. Немного
позже, устыдившись собственных опасений,
я спросил отца-исповедника, седого
старичка, который и в свои шестьдесят
выглядел несколько по-детски, насколько
ему
было трудно прожить без женщин. Он сурово
взглянул на меня и сообщил лишь, что
сомневается, стоит ли мне становиться
священником. Я был ошеломлен принижением
моей решительности – мне лишь хотелось
знать цену будущей жертвы – и испугался,
что он станет любить меня меньше. Но
старик снова расцвел и произнес с улыбкой
(у него всегда доставало слов ободрения),
что есть много способов служить Господу.
Я нередко
прислуживал на его мессах: ранняя пташка,
он любил служить мессу в шесть утра, и
случалось, что в огромном храме не было
никого кроме нас двоих. В такие минуты
непостижимое и могущественное присутствие
Бога ощущалось особенно остро. Даже
сейчас, став атеистом, я с огромным
благоговением вспоминаю охватывавший
меня восторг, вижу четыре свечи в
прохладном мраморном безмолвии гулкого
храма. Именно тогда я научился любить
и ценить неуловимое ощущение таинства
– женщины рождаются с ним, а мужчины,
если повезет, могут его обрести.
Я погружаюсь в
эти проблески воспоминаний частью
оттого, что они столь приятны для меня,
но частью и оттого, что убежден: многие
мальчики тратят напрасно свои лучшие
годы и разрушают характер из-за ошибочного
суждения, будто нужно расти сорванцом,
чтобы вырасти мужчиной. Они записываются
в футбольные и хоккейные команды, чтобы
выглядеть взрослыми, хотя пустая церковь
или заброшенная сельская дорога помогли
бы им намного лучше понять мир и самих
себя. Да простят меня отцы-францисканцы,
если скажу: я никогда бы не смог понимать
и ценить женщин, не научи меня Церковь
ощущать восторг и благоговение.
Возвращаясь к
вопросу об обете безбрачия, внезапно
обеспокоившему юного христианина,
должен признать, что не одни лишь дамы
за окном нашей квартиры виноваты в сей
преждевременной тревоге. Находясь среди
мужчин в монастыре, дома я нередко
наслаждался обществом женщин. Моя мать
устраивала еженедельные чайные посиделки
для своих подруг, вдовушек и одиноких
женщин ее возраста – тридцати-сорока
лет. Помню, насколько странным и
удивительным мне показалось сходство
атмосферы в монастыре и на посиделках
моей мамы. И отцы-францисканцы, и мамины
подруги были веселы, счастливы и вполне
довольны собственной жизнью. Я ощущал
себя единственной ниточкой, связывающей
эти два самодостаточных мира, и гордился
тем, что был своим человеком и там, и
здесь. Я не мог представить себе жизни
без любого из этих миров и даже сейчас
иногда думаю, что быть монахом-францисканцем
с гаремом сорокалетних женщин – вот
счастье жизни.
Со временем я
стал с нетерпением ждать, когда придут
мамины подруги, когда возьмут мою голову
своими теплыми, мягкими руками и спросят,
откуда у меня такие черные глазки. Это
было головокружительное чувство –
ощущать их прикосновения или прикасаться
к ним. Я подражал смелости мучеников,
бросаясь им навстречу и приветствуя
поцелуями и объятиями. Большинство
подруг были удивлены или смущены
подобными выходками. – «Боже, Ержи, что
у тебя за нервный ребенок!?» – говаривали
они маме. Иные даже подозревали меня,
особенно когда мои руки как бы случайно
падали им на грудь – не знаю почему, это
возбуждало больше, чем прикосновение
к их плечам. Однако все подобные инциденты
заканчивались смехом; не помню, чтобы
они сердились на что-либо слишком долго.
Я любил их всех, но с особым нетерпением
ждал визитов сестры моего отца, тетушки
Алисы, пышной большегрудой блондинки.
Я обожал аромат ее фантастических духов
и милое круглое личико. Она брала меня
на руки, смотрела в глаза с притворным
гневом и, как мне кажется, некоторым
кокетством и выговаривала строгим и
нежным голосом: «Ты охотишься за моей
грудью, маленький дьявол!»
Да, лишь тетушка
Алиса отдала должное моей выдающейся
персоне. Сделавшись, в своем воображении,
первым Римским папой-венгром и обретя
мученический венец, я уже видел себя
великим святым, временно задержавшимся
в детстве. И хотя тетушка Алиса наградила
меня новым титулом – Князя Тьмы -, в
глубине души мы подумали об одном и том
же.
Чтобы иногда
освободить маму от моего общества, ее
подруги брали меня на долгие прогулки
или в кино. Но сенсацию произвела тетушка
Алиса, пригласив меня на свидание. –
«О, мой кавалер», – проговорила она с
дрожью в голосе, – «не будешь ли ты столь
любезен пригласить меня в театр?» Я
прекрасно помню тот день, когда вышел
с ней, наряженный в мою первую пару
длинных брюк. Был солнечный субботний
денек поздней весной или ранней осенью
– незадолго до этого Соединенные Штаты
вступили в войну, потому что мы смотрели
Волшебник страны Оз.
Я получил свой первый взрослый костюм
несколько дней назад, и мне не терпелось
показаться в нем тетушке Алисе: кто как
не она могла по достоинству оценить
его. Когда тетушка наконец появилась,
напудренная и благоухающая духами, она
настолько увлеклась разговором с моей
мамой и объяснениями, почему задержалась,
что не заметила моих новых брюк. Однако
когда мы были готовы выходить, она издала
протяжный стон и отступила назад, пожирая
меня глазами. Я протянул ей руку, и она
произнесла: «Сегодня у меня великолепнейший
эскорт. Не правда ли, Ержи, он – копия
своего отца». Мы направились к двери,
держась за руки, счастливая пара, когда
внезапно раздался голос моей матери:
– Андраш, ты
не забыл сделать пи-пи?
Я покинул квартиру
с тетушкой Алисой, дав себе клятву
никогда в жизни не возвращаться назад.
Даже умиротворяющие слова моей спутницы
звучали раздражающе снисходительно, и
пока мы спускались по лестнице, я
мучительно размышлял, как восстановить
прежнее равновесие наших отношений. И
у самых парадных дверей я ущипнул ее за
попку. Она сделала вид, что не заметила,
но ее лицо залила краска. В этот момент
я решил: как только вырасту, женюсь на
тетушке Алисе, потому что лишь она
понимает меня.
Я все же не
собираюсь драматизировать мое детство,
превращая его в историю кровосмесительной
страсти к этой славной леди. Я был очень
счастлив и с отцами-францисканцами, и
на еженедельных посиделках моей матери,
когда видел всех ее подруг вместе, следил
за ними и слушал болтовню о модах, войне,
родне, браках и чем-то для меня непонятном.
Огромный безмолвный храм и наша гостиная,
полная этих веселых, шумных женщин,
запах их духов, блеск их глаз – вот
сильнейшие и самые яркие образы моего
детства.
Не знаю, как
сложилась бы моя жизнь, не будь этих
чайных посиделок у моей матери. Возможно,
благодаря им я никогда не думал о женщинах
как о врагах, как о территориях, которые
нужно завоевать, но лишь как о друзьях
и союзниках – и по этой причине они
платят мне ответной дружбой. Я никогда
не встречал тех дьяволиц в юбке, о которых
вы наслышаны: должно быть, они слишком
заняты теми мужчинами, которые видят в
женщине крепость, и ту крепость надлежит
взять штурмом, разорить и оставить в
руинах.
Возвращаясь к
вопросу дружелюбия ко всем – и к женщинам
в особенности – я не могу не заключить,
что мое безграничное счастье на
еженедельных чайных посиделках у моей
матери указывало на раннее и отчетливо
заметное восхищение противоположным
полом. Очевидно, это восхищение немало
повлияло на мой будущий успех у женщин.
И хотя эти мемуары будут, надеюсь,
поучительны, должен признать, что они
не помогут вам стать более притягательными
для женщин, чем они для вас. Если в глубине
души вы ненавидите их, если мечтаете
унизить, если с наслаждением помыкаете
ими, то и они отплатят вам той же монетой.
Они будут любить и желать вас столь же
сильно, как вы любите и желаете их – да
восславим их щедрость.
Далее
Далее
No comments:
Post a Comment